evrica_taurica: (сосна)
[personal profile] evrica_taurica
5204_14
Моя френдесса Ольга [livejournal.com profile] ptiz_siniz писала недавно о кинофильме "Не думай про белых обезьян":
"Я люблю один фильм Юрия Мамина - только один. Но этот один я люблю так, что он у меня среди самых-самых, среди тех, которые я смотрела много раз, которые явились вехами на моём пути, которые напитали меня эстетически и художественно богатыми водами. Это фильм, который, кроме меня, никто не знает:) Видимо, он был создан лично для меня - уникальная стрела попала в уникальную цель. Я обожаю тамошние актёрские работы Алексея Девотченко, Анвара Либабова, Катерины Ксеньевой, Виктора Смирнова, Иветты Роговой (которая со своим неподражаемым комедийным шармом оказалась, как выяснилось значительно позднее, великолепной певицей и выступает в группе Турецкого "Сопрано 10"), Михаила Башакова, плюс Юрский и Басилашвили в эпизоде, плюс колоритнейшая  Ольга Самошина в роли главврача психбольницы...
Я обожаю фильм Юрия Мамина "Не думай про белых обезьян".
Он странный, он в стихах, там стёб перемешан с захватывающими дух эстетскими кадрами, там реалии криминализированных 90-х соседствуют с душевной красотой ни на кого не похожих людей и захватывающе-ярких плодов их творчества, там саундтрек сделан тончайше: каждое звучащее музыкальное произведение - это дополнительный повествовательный голос. И там совершенно отчётлив голос режиссёра, который тогда же,  в 90-е, увидел всю драму нашей страны на повороте... Мамин - не тот человек, который говорит, что сейчас всё плохо, а в 90-х всё было хорошо.
Он смотрит гораздо глубже."

http://ptiz-siniz.livejournal.com/125594.html#comments

Поскольку у нас с Олей схожие вкусы, я решила посмотреть «Обезьян», тем более что год Обезьяны завершается...
poster41150_1
Трейлер фильма обескуражил: уродцы, кривляки и странные чудики откалывают цирковые номера под вопли  монструозного ВИА, анонсирующего«Жёсткое стебалово!»
Глумливый нуар?  - Это не в моём духе.
Но  фильм оказался о дружбе и любви, о чистоте и цельности в период полного полураспада.
5204_05
Загораешься интересом, когда в кадре появляется неописуемая и непредсказуемая Даша, в образе которой ловится перекличка с героинями Инны Чуриковой, сценическими масками Жанны Агузаровой и даже с протагонистом «Трёх (четырёх!) мушкетёров» - Жанна д*Артаньян, воплощённая  искренность, мудрость и жизненная смелость!
Дарья оживотворяет и стимулирует к жизни  всех вокруг себя.  С ней реанимировал творческую потенцию слабовольный художник-алкалоид,  прикоснулся к новому измерению сознания ладный, но заурядный Вова.
5204_08
Кстати, парень далеко не прост: то ли Вован-дурак,  то ли Вован-царевич?
Володя Смородин – медиатор, посредник и в то же время объект исследования озабоченных авторов: проснётся ли в халдее душа, затрепещет ли третий глаз?
Даша в школьной форме пятиклассницы - вечная ученица мироздания, цветаевская «голая душа» (и вправду часто голая)
4-5-1-t
Стихийный гений Гена, предстающий в широком диапазоне от упившегося в хлам алика до просветлённого творца, также обретается на чердачной мансарде.
7_0aec62f0
Завершает тёплую компанию натуральный йог Ху Пунь, иглотерапевт, улучшатель кармы и палочка-выручалочка наших героев.
97023
Вся четвёрка чудит, чудодействует, проживает горе и невзгоды так же полновесно – всеми фибрами и мурашками – как и радость дружбы, и любовный экстаз.
Этих безбашенных персонажей кто-то презрительно назовёт фриками. Полно! Фрики интересуют фрицев.
(Прелестна фрицев вереница в немарких серых балахонах и с бейджиками на груди)
Родословная  наших отечественных, питерского разлива, чудаков  восходит к Хармсу.
harms
Халдеев, Чудеев и Супербалдеев…
Воспарившие над двухмерной обыденностью фристайлеры.
…с ключом на носу?
…с замком на роту…
1417540557_a
(и – с ключом на ушах!)
Паноптикум, Цирк Шардам!  - а в финале ещё и с канатоходцами над  городом.
эквилибр
Намёк на особый топос даёт нам и настойчивый визуальный рефрен: маргинал Вова, существующий между двумя мирами, «ползать» и «летать», тянется из своей реальности  к стеклянной преграде – взглянуть на диковинных антиподов.
Зритель тоже снаружи этого фильма-аквариума плющит нос о стекло, наблюдая колыхание водорослей и перемещение разнообразных  существ.
Поехавшие крышей разгуливают по живописным кровлям Петербурга, творя особый фантасмагорический миркрыш, противополагаемый сфере земного – заурядного.
a22aff769132
Карнавализованы и персонажи серого мира.
Так сказать, Гордеев, Злодеев и Держимордеев - всяческие зав.помойками со своими маркетолухами, самодовольно вкушающие от румяного пирога, а в перерывах жующие жвачку.
p_f
Хоть  самый махровый пошляк и носит фамилию Карпенко,
но гуманные авторы не гвоздят отрицательного парю: у Карпенко есть шанс к самосовершенствованию – как в своё время у трагика Карпухина.
Как, собственно, реализован он у главного героя.
5204_13
Выслушав провокационный совет «не думать о белой обезьяне», Вова стал открыт эманациям высшего плана, но погиб для благополучной карьеры бизнесмена. В него уже проникла эта опасная для эгоцентрика эмпатия, он  не сможет изгнать из себя осложняющее жизнь сочувствие к людям. И даже если согрешит против милосердия, обречён каяться и стесняться своих питекантропических приятелей. Покоя Володе не будет.
5204_16
Герои изъясняются то бойким ямбом, то раздумчивым амфибрахием. Это воспринимается совершенно естественно (и даже заразительно, так что некоторое время в быту стихоплётствуешь в том же стиле).
Музыка в фильме наворочена с искушённостью  и сноровкой гурманов-меломанов.
Классические темы авторы подают  нам мастерски препарированными, под пряными соусами: суфле из Штрауса, антрекот по-норвежски из Грига.
(И Фея Драже на десерт)
Всегда изобретательно, порой остроумно, редко – бережно (Пуччини), а иной раз оставляя впечатление хладнокровной вивисекции («Мефисто-вальс»).
А вот плотно нафаршированный тематической начинкой Шуберт («В путь!»)
Музыка течёт в фильме не параллельным визуальной реальности потоком, а часто промеж него, пересекая его.
Порой создаётся впечатление, что звуковой ряд – не союзник, а перебивающий собеседника вредный, строптивый напарник.
В иных эпизодах звукам бы затихнуть, совершить почтительное rallentando, а они продолжают гнуть свою мелодическую линию, автономно – как из другой оперы;  бестактно-настырно (например, эпизод "развенчания" Вовой Ху-Пуня).
Это, вероятно, не просчёт авторов, а часть замысла (мы в головах у сумбурных героев).
Или создание звуковой карты современного страдающего от обилия информации человекуса?
Вот эта избыточность звукового вещества – рифмованная речь, насыщенные кунштюками музыкальные арабески – и большая его плотность (паузы почти отсутствуют) воплощают идею трындежа, говорильни, которой противопоставлен образ молчальника.
33
Йог  с его обетом молчания – необходимый полюс безмолвия, уравновешивающий суетность и многословие.
«Говорящий не знает, знающий не говорит»
Это, кстати, тоже даосская мудрость.

Какое послевкусие ощущает зритель от всего этого винегрета?
Признаюсь, во иных эпизодах я старалась смотреть вполглаза и слушать впол-уха. Жёсткое стебалово, да.
Но остался в ощущении лёгкий нрав этого отнюдь не нравоучительного спектакля, запали в душу симпатичные герои. И отзывается эхом «злая русская квинта» тоскливого финального напева, сопровождаемая набившим оскомину, но таким родным мотивом бетховенской судьбы.
Белые вороны, белые обезьяны…
Что ждёт вас, гонимые из «нормального» мира исстрадавшиеся мизерабли?
загружено (3)
Радиальными маршрутами расходятся альтернативные версии финала. Сон или явь, чудесное спасение или пожизненное заточение?
Зритель теряется в догадках.
Поэтому – думай о белых обезьянах.
AngolanColobusBabies630

Думай о бурых обезьянах.
7946308_original
Думай обо всём живом, потому что миру нужна твоя помощь, твоё внимание,  твоя забота.
7948489_original

Date: 2016-12-14 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ptiz-siniz.livejournal.com
Ай, как интересно получилось! Так щедро, обильно, вкусно. Один "миркрыш" до чего хорош)))

Меня терзают сомнения: а Вы уверены насчет "Мефисто-вальса"?.. Мне кажется, его там нет...

Date: 2016-12-14 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] evrica-taurica.livejournal.com
ну как же нет: на 65-й минуте, препарирован, конечно, но вальсовый ритм сохранён.
Под слова
– Это конец, это крах, никаких сомнений.
– Полный отпад, фантастика, Ген, ты гений!
– Всё побелить! Или нет, наклеить обои!
– Это мотивы Босха, Брейгеля, Гойи!
– Знал же, кретин, не бывает игры без правил! Лучше б я, идиот, вас в дурдом отправил!
– Точно, кретин, раз удачу свою хоронишь. Райским местечком сейчас никого не тронешь. Мог бы понять: на земле не бывает рая! Сопли, пошлятина, бред без конца и края.
– А это не бред?! Ужастик, страшная месть. Да люди здесь будут есть, понимаешь, есть! Им же на это взглянуть – и бегом в сортир!
– Поймите, это будет самый прикольный трактир! Пойдут косяком, ведь клиентам нужен скандал.
– Напрасно я вас в психушку тогда не сдал.

Date: 2016-12-14 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ptiz-siniz.livejournal.com
Да, там Лист, Вы правы, я просто о другой музыке думала)

Date: 2016-12-14 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] evrica-taurica.livejournal.com
Лист, Мефисто-вальс, тема пирушки и тема любви Маргариты.

Date: 2016-12-14 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ptiz-siniz.livejournal.com
Да-да, в этом месте всё верно. Там в другом месте есть кусок музыки - вот про него я и подумала, что Вы назвали его "Мефисто-вальсом") Так что мой вопрос снят)

Date: 2016-12-14 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] evrica-taurica.livejournal.com
"Мефисто" ведь неспроста внедрён в музыкальную ткань фильма.
Между прочим, тема Маргариты звучит и на 26-й минуте - развинченно, глумливо - а Гена в это время, плохо держась на ногах, заплетающимся языком роняет реплики

Date: 2016-12-15 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] evrica-taurica.livejournal.com
а в третий раз тема появляется в сцене "третьего глаза"

Date: 2016-12-14 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] aidillee.livejournal.com
Света, Вы так хорошо описали этот фильм ,что я как будто посмотрела его (тем более, что много кадров в тексте, что тоже помогло составить впечатление).
Мамин хороший режиссер, помню, как смеялась в голос над "Фонтаном" и "Окном в Париж".
Что касается "Обезьяны" - не уверена, что осилю столь густой стеб, но все равно спасибо)

Date: 2016-12-14 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] evrica-taurica.livejournal.com
Благодарю, Вероника!
Я старалась продираться через колючие заросли стёба.

Ради ценного - идея светлой дружбы, например, мне важна.

Date: 2016-12-14 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] nmkravchenko.livejournal.com
Света, Вы и меня заинтриговали. Попробую "продраться". Сквозь тернии к звёздам:)
Последнее фото спящей обезьяны запало в душу. Сколько ассоциаций!)
Edited Date: 2016-12-14 05:55 pm (UTC)

Date: 2016-12-14 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] evrica-taurica.livejournal.com
Фото животных - не из фильма.
Это иллюстрации к моим мыслям (и к предыдущему посту).

Посмотрите, Наташа, будет интересно обсудить.

Date: 2016-12-14 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] nmkravchenko.livejournal.com
Я поняла, конечно, что обезьяны Ваши. Тем ценнее! Это о том, что "промеж строк".)

Date: 2016-12-14 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] evrica-taurica.livejournal.com
И, кроме того, для Вас будет интересно, что персонажи говорят стихами)

Date: 2016-12-14 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Замечательная рецензия, Светлана! Фильм, как видно, из тех, что остаются в памяти яркой меткой.

Date: 2016-12-14 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] evrica-taurica.livejournal.com
Фильм многослойный, будоражащий мысль.

Date: 2016-12-16 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Постараюсь не упустить случай посмотреть.

Date: 2016-12-14 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] vera-every.livejournal.com
С большим удовольствием прочла вашу превосходную рецензию. Фильм точно не для меня, я такого не выдержу, но текст... текст мне очень нравится.

Date: 2016-12-15 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] evrica-taurica.livejournal.com
Спасибо, Вера!
Да, в кино и книгах все мы избирательны.

Profile

evrica_taurica: (Default)
evrica_taurica

December 2016

S M T W T F S
    1 23
4 567 89 10
11 1213 14151617
181920 21222324
2526 27282930 31

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 06:27 am
Powered by Dreamwidth Studios